Решаем вместе
Считаете, что объекты культурного наследия находятся в плохом состоянии? Расскажите об этом

СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО В КРАЕ: 25 лет эффективного сотрудничества

3

Система социального партнерства в Краснодарском крае начала формироваться в 1992 году с создания краевой трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. За прошедшие 25 лет во всех муниципальных образованиях Краснодарского края образованы и действуют аналогичные территориальные трехсторонние комиссии. За это время в крае сложилась практика рассмотрения основных социально-значимых законопроектов и других нормативных правовых актов на заседаниях трехсторонних комиссиях всех уровней.

За прошедший период 2017 года проведено 5 заседаний краевой трехсторонней комиссии. Рассмотрено 13 вопросов, касающихся социально-трудовых отношений. Такие как: о реализации государственной программы Краснодарского края  «Содействие занятости населения»,о легализации трудовых отношений, о развитии социального партнерства,о ходе выполнения Указа Президента РФ от 07.05.12 № 596 «О долгосрочной государственной экономической политике» в части создания и модернизации высокопроизводительных рабочих мест, о работе попрофессиональному образованию и подготовке работников квалифицированного труда (рабочих и служащих) и специалистов, о производственном травматизме, обиспользовании организациями средств ФСС на предупредительные меры по сокращению производственного травматизма и профзаболеваний.

В 1993 году заключено первое краевое Трехстороннее Генеральное соглашение, положившее начало региональной системе регулирования социально-трудовой сферы на основе принципов социального партнёрства через систему договоров и соглашений. С тех пор уже заключено 14 краевых трехсторонних соглашений, отражающих согласованную позицию, обязательства и действия сторон по вопросам проведения социально- экономической политики, регулирования трудовых отношений, обеспечения социальных гарантий населения Краснодарского края.

Постоянно совершенствуются организационные формы взаимодействия социальных партнеров. Так, действующее постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края «О дальнейшем взаимодействии исполнительной власти Краснодарского края, органов местного самоуправления, работодателей с профсоюзными организациями края» позволяет разрешать  возникающие острые вопросы местном уровне.

Напомним, что в 2008году по инициативе профсоюзов было заключено Региональное соглашение о минимальной заработной плате в Краснодарском крае. На тот период лишь немногие регионы рискнули взять на себя такую ответственность – установить норму по минимальной зарплате. Согласно соглашению в крае размер минимальной заработной платы во внебюджетном секторе экономики не должен быть ниже прожиточного минимума трудоспособного человека. Кроме того, в данное соглашение включен пункт о целесообразности проведения опережающей с начала года индексации заработной платы не менее чем на 10 %.

Имеет место заключение профсоюзами края иных соглашений по отдельным направлениям регулирования социально-трудовых отношений. В частности, соглашения о взаимодействии и сотрудничестве с Прокуратурой Краснодарского края; Государственной инспекцией труда в Краснодарском крае; Отделением Пенсионного фонда Российской Федерации по Краснодарскому краю; с региональным отделением политической партии «Единая Россия» и др.

На конец 2016 года в крае действовали более 200 соглашений, в том числе 2 региональных соглашения; 43 территориальных; 163 отраслевых соглашения, из них 22 отраслевых краевых, где 10 -заключены краевой организацией профсоюза работников госучреждений и общественного обслуживания; 3 - работников культуры; по два - в образовании; автотранспорте и дорожном хозяйстве; по одному – в агропромышленном комплексе, жизнеобеспечении;здравоохранении; лесном хозяйстве; строительстве.

Не менее действенным инструментом социального партнерства в настоящее время является коллективный договор. 97% членов профсоюзов и 98% всех организаций, имеющих первички,защищены действием коллективных договоров.

Коллективные договоры имеют все предприятия, входящие в отраслевые профсоюзы работников  здравоохранения, лесных отраслей; машиностроителей; народного образования и науки; нефтяной, газовой отраслей промышленности и строительства; потребкооперации и предпринимательства.Более 90% организаций автомобильного транспорта и дорожного хозяйства; агропромышленного комплекса; жизнеобеспечения; госучреждений и общественного обслуживания; здравоохранения; культуры; связи; строительства и промстройматериалов; «Торгового Единства»; «Электропрофсоюза» имеют коллективные договоры.

Благодаря действиям социальных партнеров в вопросах обеспечения своевременной выплаты заработной платы, за 2017 год в крае погашена латентная задолженность по заработной плате в размере более 430 млн. рублей.

С 2010 года в Краснодарском крае проводится региональный этап всероссийского конкурса «Российская организация высокой социальной эффективности». В 2017 году участие в конкурсе приняли 115 работодателей по 12 номинациям. По оперативным данным, во всех конкурсных номинациях победителями стали организации, имеющие первичные профсоюзные организации.

Профсоюзы добиваются, чтобы решения трехсторонних комиссий по регулированию социально-трудовых отношений имели статус обязательных для выполнения органами государственной власти и органами местного самоуправления, в том числе при принятии нормативных правовых актов в сфере социально-трудовых отношений;настаивают на установлении конкретных мер, повышающих заинтересованность работодателей к участию в системе социального партнерства; считают необходимым охват социальным партнерством работников, работающих в условиях нестандартных форм занятости, в малых и средних предприятиях; трудовых мигрантов и других незащищенных категорий работников.

Законопроекты и иные нормативно-правовые акты, касающиеся сферы труда независимо от субъекта права законодательной инициативы должны рассматриваться на заседаниях соответствующих трехсторонних комиссий, как того требует Трудовой кодекс.

Нормой должно стать проведение в коллективах собраний, на которых подводились бы итоги выполнения коллективных договоров, выступали с отчетами руководители и председатели профсоюзной организации. Такая процедура контроля всегда повышает ответственность за исполнение принятых обязательств

Важно укреплять коллективно-договорные отношения по всей вертикали социального партнерства, создавать новые профсоюзные организации, отраслевые и территориальные объединений работодателей.

Отсутствие профсоюзных организаций во многих предприятиях и организациях края не способствует улучшению колдоговорной практики, а значит и должной защиты интересов работников.

Сейчас важно сохранить  и развивать социальное партнёрство, сохранить его потенциал.

Эффективное социальное партнерство – надежная гарантия социальной справедливости и достойного труда!