Программа развития Российского профсоюза работников культуры на 2015-2020 годы
Введение
Программа развития Российского профсоюза работников культуры (далее - Профсоюз) на 2015-2020 годы направлена на выполнение уставных целей и задач Профсоюза, участие Профсоюза, его организаций в реализации комплекса стратегических задач развития культуры, сформированного в Российской Федерации, и приоритетных направлений государственной политики в области развития культуры.
Представленная Программа развития Российского профсоюза работников культуры подтверждает преемственность курса, разработанного предыдущим съездом Профсоюза, по защите социально-трудовых и гражданских прав, профессиональных, экономических и социальных интересов работников отраслей культуры на основе повышения эффективности и результативности действий выборных органов Профсоюза всех уровней, способности оперативно реагировать на экономические и структурные изменения в бюджетной сфере.
Профсоюз подтверждает приверженность принципам отечественного и международного профсоюзного движения: единства, солидарности, справедливости, независимости в принятии решений и ответственности за их исполнение.
Профсоюз сегодня - это динамично развивающаяся общественная организация, объединяющая работников предприятий, организаций и учреждений всех форм собственности сферы культуры, искусства, телерадиовещания, полиграфии, книгоиздания и книгораспространения, кинематографии, средств массовых коммуникаций, печати, спорта, туризма, промышленных, научных и учебных учреждений соответствующего профиля, общественных организаций, творческих союзов, фондов, а также творческих работников — не членов творческих союзов (литераторы, художники, композиторы), студентов образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования, работников органов управления, связанных общими производственными, профессиональными, трудовыми и социально- экономическими интересами по роду деятельности. Это союз социально активных, профессиональных и неравнодушных единомышленников, способных привлечь внимание общества и власти к проблемам и перспективам развития культуры.
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОФСОЮЗА:
СВОБОДА СУЖДЕНИЙ
Каждый член Профсоюза имеет право на выражение собственной позиции. Открытый диалог и уважительное отношение к иному мнению способствуют всестороннему раскрытию обсуждаемых проблем, а также помогают нахождению новых и наиболее эффективных решений.
ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ
Стремление сохранять, систематизировать и передавать традиции, знания и опыт отечественной культуры, профсоюзного движения от поколения к поколению, осознавая их значимость для духовного и материального развития России.
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ И СОЛИДАРНОСТЬ
Понимание и следование принципу солидарности и ответственности за позицию Профсоюза, действия и результаты деятельности, с учетом значимости для всего культурного сообщества.
СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО
Объединение тысяч работников отраслей культуры в рядах Профсоюза: увеличивает степень доверия граждан к целям и результатам деятельности учреждений культуры;
гарантирует осуществление защиты социальных, трудовых прав и профессиональных интересов работников отраслей культуры;
способствует созданию позитивного имиджа, повышению социального и профессионального статуса работников отраслей культуры;
позволяет осуществлять в качестве надежного и авторитетного социального партнера непосредственное участие в реализации проектов модернизации российской культуры, оценке ее результатов и социальных последствий;
обеспечивает деятельное участие в совершенствовании законодательства в сфере культуры;
способствует формированию единства профессиональных интересов, ценностей и целей;
формирует систему профессиональных знаний, опыта и их передачи молодежи. Профсоюз строит свои взаимоотношения с органами законодательной и исполнительной власти всех уровней, органами местного самоуправления и работодателями на принципах социального партнёрства, основанного на равноправии, уважении и учете прав и интересов работников отраслей культуры, работодателей и государства, обеспечивая дальнейшее укрепление и рост авторитета профсоюзных организаций в сфере отраслей культуры.
1. Цели Программы:
- повышение эффективности социального диалога между властью и обществом при реализации приоритетных задач государственной политики в сфере культуры;
- развитие и совершенствование деятельности Профсоюза, сохранение и увеличение численности членов Профсоюза на основе российского и зарубежного опыта профсоюзного движения в сфере культуры;
- работа по повышению эффективности деятельности профсоюзных организаций всех уровней в условиях социально-экономических, содержательных и структурных изменений в отраслях культуры;
повышение заработной платы членов Профсоюза с учётом инфляции, ликвидация задержек заработной платы, восстановление системы страхования от риска потери работы как эффективного механизма сдерживания роста безработицы, немотивированных сокращений и увольнений;
- расширение социально-экономических гарантий для членов Профсоюза, в том числе предоставляемых работодателем при коллективно-договорном регулировании трудовых отношений;
- совершенствование и расширение профсоюзного влияния в законодательных органах власти и органах местного самоуправления, участие в предвыборных кампаниях, поддержка кандидатов от профсоюзов и политических партий, чьи позиции наиболее полно отражают интересы членов Профсоюза;
- обеспечение постоянного контроля за соблюдением трудового законодательства в учреждениях культуры, взаимодействие с судебными органами, прокуратурой, государственной инспекцией труда, органами управления культурой.
2. Основные задачи Профсоюза:
- активное и последовательное участие в реализации государственной политики в сфере культуры;
- обеспечение развития (модернизации) отраслей культуры в свете проводимой государственной политики с учетом интересов членов Профсоюза;
- укрепление и эффективное развитие системы социального партнерства в сфере культуры;
- разработка совместно с Министерством культуры Российской Федерации и другими социальными партнёрами на федеральном, региональном и муниципальном уровнях стратегии повышения материального благосостояния работников культуры, обеспечение индексации заработной платы работников отрасли с учётом инфляции;
- развитие действующих и создание новых форм социальной поддержки для работников культуры, обучающихся - членов Профсоюза;
- содействие продвижению и реализации социально значимых проектов и инициатив членов Профсоюза и его организаций;
- участие в создании современных, безопасных и комфортных условий труда для работников сферы культуры с целью эффективной и творческой реализации их трудовой функции и обеспечения действенного контроля за соблюдением условий труда;
- содействие формированию здорового образа жизни работников отраслей культуры и обучающихся, организации их оздоровления
- повышение социального статуса работников культуры;
- укрепление организационного и финансового единства Профсоюза и повышение эффективности работы профсоюзных организаций всех уровней;
- повышение уровня профессиональной компетентности и ответственности выборных коллегиальных профсоюзных органов и руководителей профсоюзных организаций всех уровней структуры Профсоюза за принимаемые решения и их реализацию;
- укрепление единства и солидарности с членскими организациями Федерации Независимых Профсоюзов России, Ассоциации профсоюзов работников непроизводственной сферы Российской Федерации;
- формирование позитивного имиджа Профсоюза и усиление его позиций в информационном пространстве;
- содействие установлению и укреплению международных связей с целью обмена опытом и расширения зоны влияния Профсоюза.
3. Основные направления деятельности Профсоюза:
3.1. Повышение социального статуса работников культуры и обучающихся:
- повышение социального статуса работников сферы культуры в профессиональной среде и в обществе, в том числе через лоббирование принятия федерального закона «О культуре в Российской Федерации»;
- включение в федеральные и региональные программы развития культуры конкретных мер по повышению социального статуса работников сферы культуры обеспечивающих:
создание механизмов социальной адаптации высвобождаемых работников сферы культуры, в условиях реорганизации и оптимизации сети учреждений культуры в целях недопущения необоснованного массового сокращения работников, включая работников пенсионного возраста;
достижение конкурентоспособного на рынке труда уровня заработной платы работников сферы культуры;
исключение случаев задолженности по выплате заработной платы работникам культуры;
повышение уровня государственной поддержки в финансировании мероприятий по организации отдыха, лечения и охраны здоровья работников отрасли и обучающихся; развитие системы мер дополнительной социальной поддержки работников культуры; установление системы льгот и гарантий работникам культуры, включая молодых специалистов, сохранение действующих социальных льгот и гарантий работников культуры и обучающихся;
утверждение Правительством Российской Федерации единых размеров базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам должностей работников культуры с учетом социальной значимости и ответственности их труда, как минимальных государственных гарантий по оплате труда, устанавливаемых на федеральном уровне для поэтапного снижения уровня ее межрегиональной дифференциации;
восстановление права на досрочное назначение педагогическим работникам трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью;
совершенствование социально-экономической и правовой защиты работников культуры и обучающихся;
улучшение социально-бытовых и жилищных условий обучающихся; сохранение санаториев-профилакториев, спортивно-оздоровительных баз отдыха и лагерей, поликлиник, увеличение количества и повышение качества предоставляемых оздоровительных услуг;
сохранение и развитие социальных гарантий по оплате жилья и коммунальных услуг, охране здоровья, лечению и оздоровлению;
формирование и эффективную работу системы адресной социальной поддержки малоимущих и нуждающихся студентов.
3.2. Правовая защита в области трудовых отношений:
участие в совершенствовании и развитии нормативной правовой базы, разработке нормативных правовых актов, относящихся к социально-трудовой сфере, к отрасли культуры, в том числе в форме подготовки проектов законов, иных нормативных правовых актов;
- проведение правовой экспертизы проектов нормативных правовых актов;
- участие в мониторинге право применения законодательства в сфере культуры;
- развитие системы профсоюзного контроля за соблюдением трудового законодательства, иных актов, содержащих нормы трудового права, выполнением условий коллективных договоров, соглашений;
- создание правовой инспекции Профсоюза;
- проведение общепрофсоюзных тематических проверок по отдельным видам профсоюзного контроля за соблюдением трудового законодательства с последующим обобщением и оценкой их итогов выборными коллегиальными органами Профсоюза и его организаций;
разработка эффективных механизмов, обеспечивающих выполнение работодателями представлений и требований правовых инспекторов труда Профсоюза, в том числе на основе совместных мероприятий с органами контроля и надзора, органами управления в сфере культуры субъектов Российской Федерации;
- повышение качества консультационных услуг по защите и представительству интересов членов Профсоюза;
- совершенствование механизмов урегулирования коллективных трудовых споров и развития социального партнерства;
- расширение практики участия правовых инспекторов труда Профсоюза в работе комиссий по трудовым спорам учреждений культуры;
- судебная защита социально-трудовых прав работников в форме подготовки документов в суд и представительства интересов членов Профсоюза в суде;
- обобщение практики работы профсоюзных организаций по делам об оспаривании решений органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, а также по наиболее актуальным вопросам правовой защиты членов Профсоюза;
- совершенствование практики взаимодействия Профсоюза с органами контроля и надзора на федеральном и региональном уровнях;
- повышение правовой грамотности профсоюзного актива и членов Профсоюза.
3.3. Защита прав членов Профсоюза на безопасные условия труда и сохранение их здоровья:
- повышение эффективности профсоюзного контроля в области защиты прав членов Профсоюза на безопасные и здоровые условия труда;
- обеспечение контроля за выполнением работодателями и должностными лицами представлений и требований уполномоченных (доверенных) лиц Профсоюза по охране труда;
- совершенствование формы взаимодействия с государственными органами надзора и контроля по осуществлению комплекса мер, направленных на защиту прав членов Профсоюза на охрану труда;
- содействие введению в нормативы финансирования мероприятий по охране труда затрат на проведение специальной оценки условий труда, медицинских осмотров, обучения по охране труда, а также на обеспечение спецодеждой и другими средствами индивидуальной защиты работников учреждений культуры из расчета не ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законодательством на соответствующий период, на каждого работника;
взаимодействие с прокуратурой, другими органами государственного надзора и контроля при проведении комплексных и тематических проверок состояния условий и охраны труда в учреждениях культуры, предоставления гарантий и компенсаций работникам, занятым во вредных и (или) опасных условиях труда.
3.4. Развитие социального партнёрства:
- совершенствование условий функционирования и управления системой социального партнёрства в отрасли с учётом разграничения полномочий федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и учреждений культуры;
- развитие и повышение эффективности социального партнёрства, в том числе на основе своевременного включения в соглашения и коллективные договоры положений, ориентированных на достижение конкретных результатов;
- развитие практики социального партнёрства на федеральном, региональном и муниципальном уровнях с учётом соблюдения норм, установленных действующим законодательством;
- исключение случаев формальной пролонгации соглашений и коллективных договоров без корректировки положений касающихся норм оплаты труда, перехода на новые системы оплаты труда, реструктуризации учреждений;
- создание с участием профсоюзов бюджетной сферы условий для подготовки межотраслевых соглашений для решения общих социально-экономических проблем на региональном и муниципальном уровнях;
- осуществление мониторинга эффективности действия соглашений и коллективных договоров, обобщение и распространение положительного опыта социального партнёрства в территориальных и первичных профсоюзных организациях.
3.5. Организационное и кадровое укрепление Профсоюза:
- обеспечение деятельности территориальных и первичных профсоюзных организаций строго в соответствии с действующим Уставом;
-совершенствование нормативной базы внутри профсоюзной деятельности, обеспечивающей эффективность работы профсоюзных организаций;
-укрепление демократических основ деятельности Профсоюза, обеспечение коллегиальности и гласности в работе выборных профсоюзных органов, повышение личной ответственности руководителей профсоюзных организаций за выполнение уставных требований, решений коллегиальных органов Профсоюза;
- развитие профсоюзной системы обучения и повышения квалификации профсоюзных кадров и актива;
- ведение работы по укреплению Профсоюза за счёт привлечения новых членов, формирования кадрового резерва и обеспечения притока молодых кадров в возрасте до 35 лет в состав профсоюзных органов, создание новых первичных профсоюзных организаций в организациях и учреждениях культуры различных форм собственности;
- развитие института координаторов Профсоюза в федеральных округах;
- использование современных информационных технологий для повышения эффективности учёта профсоюзного членства, профсоюзной статистики, при проведении обучения профсоюзного актива;
- повышение роли профсоюзных собраний первичных профсоюзных организаций в организационном укреплении, мотивации участия в профсоюзной работе;
- изучение и широкое пропагандирование позитивного опыта работы территориальных и первичных профсоюзных организаций по всему спектру направлений деятельности Профсоюза;
- создание нормативно-методических, организационно-кадровых и информационно- коммуникативных условий для укрепления территориальных организаций Профсоюза;
- формирование инновационных программ по мотивации профсоюзного членства на каждом уровне профсоюзных структур, использование новых социальных технологий в мотивационной работе.
3.6. Совершенствование финансовой политики Профсоюза:
- финансовое обеспечение уставной деятельности Профсоюза;
- развитие системы распределения средств профсоюзного бюджета по уровням профсоюзной структуры;
- расширение доходной базы Профсоюза за счёт привлечения дополнительных средств от предпринимательской и иной деятельности;
- систематизация ревизионной работы, осуществление регулярных контрольных проверок профсоюзных организаций всех уровней, совершенствование системы финансового контроля и учёта с целью повышения эффективности финансовой деятельности Профсоюза.
3.7. Информационное обеспечение профсоюзной деятельности:
- обеспечение открытости и доступности информации о деятельности выборных профсоюзных органов;
- систематизация работы по информированию членов Профсоюза о реализации уставных целей и задач Профсоюза;
- активизация работы по укреплению положительного имиджа Профсоюза и усилению мотивации профсоюзного членства путем расширения информационного пространства Профсоюза на основе использования новых РК-технологий, социальной рекламы, социальных сетей, интернет-форумов, других площадок в сети Интернет;
- модернизация сайта Профсоюза в сети Интернет в портал, представляющий всестороннюю и оперативную информацию о деятельности Профсоюза и его региональных организаций, а также правовую и иную справочную информацию, необходимую для эффективной профсоюзной работы;
- внедрение в деятельность профсоюзных организаций современных средств коммуникаций;
- использование рекламных технологий в целях положительного позиционирования Профсоюза в обществе.
3.8. Международное сотрудничество:
- сотрудничество с профильными отраслевыми профсоюзами стран ближнего и дальнего зарубежья;
использование международных контактов для выработки и обеспечения мер по укреплению организационной структуры Профсоюза, повышению квалификации профсоюзных работников всех уровней;
- представление и защита интересов членов Профсоюза на уровне международных организаций — Международной федерации актёров (Р1А), Интернационала Содружеств Профсоюзов (ЦЫ1);
- участие в международных кампаниях и акциях солидарности по защите социально- экономических прав и интересов членов Профсоюза.
4. Заключение.
Координацию деятельности Профсоюза и его территориальных организаций по выполнению положений Программы развития Российского профсоюза работников культуры на 2015-2020 годы, оказание практической помощи в ее реализации, а также контроль за выполнением осуществляет Центральный комитет Российского профсоюза работников культуры.